одной строкой

Причины аварии 1930 года на станции Перерва исследовал житель района Марьино

Все детали железнодорожной катастрофы не раскрыты до сих пор

Перерва После катастрофы... Фото: открытые источники

Одна из самых крупных железнодорожных аварий в СССР произошла на станции Перерва 8 сентября 1930 года. Все ее обстоятельства не выяснены до сих пор. Их расследованием занимался житель района Марьино, историк, краевед Виталий Семенов. В этой аварии погиб его прадед Никита Семенов.

– Я нашел свидетельство о смерти деда и сопоставил даты: катастрофа была 8 сентября, а свидетельство выдано 12 сентября, – рассказал Виталий Семенов. – Прадед, которому тогда было 59 лет, ехал из деревни Хованское Алексинского района (Тульская область) в Москву на работу. В списках погибших был упомянут токарь завода «Мастяжарт», возможно, это он.

Катастрофа произошла ночью. Пассажирский поезд №52, следовавший из Тулы, врезался в хвост поезда №64, стоявшего на станции. Тринадцать человек погибли на месте, трое умерли в течение нескольких дней. Всего было 37 раненых с тяжелыми травмами и 12 легкораненых, среди пострадавших были дети.

Исследователям удалось выяснить некоторые детали трагедии. На одном из паровозов депо «Тула» был обнаружен небольшой дефект распределителя пара. Его ремонтировали, но устранить дефект не удалось. К неисправному паровозу присоединили 11 пассажирских вагонов и товарный вагон-ледник, сформировав пассажирский поезд №64, который отправили в Москву. На перегоне до Подольска поезд останавливался из-за неисправности три раза. В итоге на станции Перерва у паровоза лопнул крюк. Вагоны отцепили. До конечной – Курского вокзала – вагоны поезда №64 должен был тянуть резервный паровоз. Но этого не произошло. Началась длинная цепь оплошностей, несовпадений и ошибок: не туда позвонили, не того предупредили, не с той стороны был семафор, не увидели, не сообразили… В результате поезд продолжал стоять у платформы Перерва и через 10, и через 20 минут после того, как по расписанию должен был уехать и освободить путь. Со стороны Царицына между тем двигался следующий состав №52, машинист которого не знал, что путь занят, поскольку его никто об этом не предупредил. Увидев в нескольких десятках метров впереди хвост стоящего поезда, он пытался затормозить, но было поздно.

– Столкновение произошло не на нынешней платформе Перерва, а чуть севернее: в начале 30-х станция располагалась ближе к современной платформе Люблино, – пояснил Виталий Семенов. – Тогда железнодорожные аварии случались часто. На железной дороге не хватало квалифицированных технических кадров, так как дореволюционные специалисты ушли, а среди новых было много крестьян, с техникой ранее дела не имевших.

Судебное разбирательство по аварии на Перерве получило широкий резонанс, о нем писали газеты. Открытый судебный процесс проходил в клубе имени Кухмистерова (сейчас – ЦДКЖ на Комсомольской площади).

Машиниста поезда №52, врезавшегося в стоящий состав, и помощника начальника станции Царицыно-дачное посадили на 10 лет, машиниста резервного паровоза – на восемь лет, дежурному по южному блокпосту станции Люблино дали пять лет. Сроки получили также ремонтники депо «Тула» и руководство Московско-Курской железной дороги.

Демьян Бедный уже 10 сентября опубликовал в «Правде» стихотворение «Перерва». Сюжет взят из жизни: провожая главу семьи на поезд, который идет через станцию Перерва, семья оплакивает его, как будто видит в последний раз. Слово «Перерва» становится в стихотворении синонимом понятий «небрежность», «разгильдяйство», «упование на авось»: «всесоветская Перерва» угрожает сокрушить весь советский строй.

В середине декабря Сталин написал письмо Демьяну Бедному с резкой отповедью, назвав стихотворение клеветой на СССР.

Всего в 1930 году на железных дорогах СССР произошло 32 тысячи крушений и аварий. (мю)